А знаете ли вы, что одним из предков М.Ю. Лермонтова был легендарный шотландский поэт-мистик? Поэт всегда знал, что отец его, Юрий Петрович Лермонтов, прослеживает свой род от шотландского офицера Георга Лермонта. Тот служил наемником в польском войске, а в 1613 году, защищая Белую крепость, был взят в плен и перешел на сторону России, где и стал родоначальником многочисленных потомков. А вот о самом знаменитом своем предке –Томасе Лермонте, поэте древней Шотландии, жившем в XIII веке, М.Ю. Лермонтов, скорее всего, не догадывался. До наших дней дошли лишь немногие стихи Томаса Лермонта, часто оформленные как предсказания, гораздо больше сохранилось преданий о нем. Рассказывают, что на древнем Эйлдонском холме, где покоятся, согласно легенде, король Артур и его рыцари, стоял Эйлдонский дуб, в котором был вход в царство фей. В юности
Томас влюбился в фею, и она забрала его в свое царство на 7 лет. Там он и получил свой вещий дар, и, вернувшись, пророчествовал об исходе войн, о судьбе королей и городов, а потом снова ушел к своей фее – навсегда. Слава Томаса из Эрсильдауна была сродни славе Мерлина или Нострадамуса. УвлекаясьВальтером Скоттом, М.Ю. Лермонтов, конечно, читал его балладу «Thomas the Rymer». Но в балладе фамилия Томаса не названа, В. Скотт называет его Томас-Рифмач, так что, скорее всего, Лермонтов не знал о своем вероятном поэтическом предке. Шотландский поэт пророчил, что когда-нибудь он вернется на землю молодым. Может, его пророчество сбылось, и он вернулся, но уже в России? Иначе откуда через 500 с лишним лет в стихах его далекого потомка звучит такая мистическая и мрачноватая пророческая сила?
Через 20 лет после его «смерти» (с согласия своих создателей, он умер в январе 1863 г.) вышло «Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова» с портретом автора, а в 1910-х годах объявилась его внучатая племянница Анжелика Сафьянова, и тоже с большими литературными амбициями! Появление ее стихов в декадентском Петербурге было обставлено со всей возможной таинственностью. Некая прекрасная дама выронила их, садясь в тумане в пролетку, а поэтически настроенный молодой человек нашел и отнес в редакцию. В стихи влюбился весь Петербург, их читали на вечерах бомонда и студенческих вечеринках, а в «Литературной энциклопедии» появилась статья «Сафьянова А.И.». Вере читателя в реальность незнакомки в тумане не помешало даже то, что в газете была помещена ее биография, где указывалось, что ее бабушка – «Агриппина Лампадкина (урожденная Пруткова) приходится сестрой директору Пробирной Палатки Козьме Пруткову». Настоящим создателем сентиментальных стихов оказался молодой поэт Лев Никулин -будущий автор газеты «Правда» и соцреалистических романов (например, «России верные сыны»). А ведь предупреждал Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим».Интересные факты: Е.Коровина. Великие загадки мира искусства; Wikipedia (Козьма Прутков, Никулин Лев Вениаминович).
А знаете ли вы, что именно «Германн» (с двумя «н») зовут главного героя пушкинской повести «Пиковая дама». Дело в том, что Германн – это не имя Герман (как часто думают), а фамилия. Германн – немец, молодой военный инженер, и носит достаточно распространенную в Германию фамилию (Hermann); хотя прототип его и был вполне русским – молодой князь Голицын, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив по совету своей бабки (княгине Голицыной) на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом.
А знаете ли вы, что за четырнадцать лет до гибели «Титаника», гибель корабля с именем «Титан» была предсказана в романе «Тщетность, или крушение Титана», написанном Морганом Робертсоном. Речь в романе идет о самом большом в мире лайнере «Титане», который в апреле (как и настоящий «Титаник») потерпел крушение, столкнувшись с айсбергом. Посмотрим, какие же еще интересные факты и совпадения существуют между этими двумя кораблями («Титаном» и «Титаником»):оба корабля были в длину примерно 244 и 269 метров, соответственно, и отличались водоизмещением на несколько тонн; оба корабля имели недостаточно спасательных средств – 24 («минимум, разрешенный законом») и 20 (меньше половины от необходимых для такой пассажировместимости – 3547), соответственно; на обоих кораблях было примерно одинаковое количество пассажиров – 2500 и 2223, соответственно – и в крушении погибло больше половины (в случае «Титаника» – 1517 человек). При этом, все совпадения следует считать либо случайностью, либо провиденьем – роман был написан за 10(!) лет до того, как «Титаник» даже был заказан компанией «Уайт Стар Лайн» (White Star Line). Кстати, какая громадина этот «Титаник» можно понять из этой картинки.
А знаете ли вы, что наш двуглавый орел пришел к нам прямиком из Византии? Двуглавый орел стал государственной эмблемой Восточной Римской империи, а в 1261 году был изображен на гербе последней императорской династии Византии – Палеологов. Так орел попал на великокняжескую печатьИвана III-после его венчания с Софьей Палеолог. Первый русский обственно герб появился при Иване Грозном – первом русском царе, причем на груди у двуглавого орла первоначально был единорог, а потом появился Георгий Победоносец, символ Москвы и всего Московского княжества. Орел менялся – поднимал и распускал крылья, над его головами появлялись короны или православный крест, а в лапах – государственные регалии. Его головы смотрели одна – на Запад, другая – на Восток, а посередине была Россия.
В XVII веке двуглавые птицы уселись на верхушках шатров Кремлевских башен. В 1935 году их заменили самоцветные звезды, и сейчас самое раннее изображение двуглавого орла в Москве можно увидеть в изразцовом фризе Степана Полубеса в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах – это 1654 год.
Источники: Wikipedia (История герба России). А знаете ли вы, что Пушкин получил в качестве приданого за Н.Н. Гончаровой бронзовую статую? Не самое удобное приданое! А ведь еще в середине XVIII века Афанасий Абрамович Гончаров был одним из богатейших людей России. Выпускаемое на его Полотняном заводе парусное полотно закупали для британского флота, а бумага считалась лучшей в России. В Полотняный завод на пиры, охоты, спектакли съезжалось лучшее общество, ав 1775 году здесь побывала сама Екатерина. В память об этом событии Гончаровы купили бронзовую статую императрицы, отлитую в Берлине. Заказ привезли уже при Павле, когда опасно было чествовать Екатерину. А потом уже не хватило денег на установку памятника – Афанасий Николаевич Гончаров, дед Наталии Николаевны, получивший в наследство огромное состояние, оставил внукам долги и расстроенное хозяйство. Он и придумал подарить внучке статую в приданое. Мытарства поэта с этой статуей отражены в его письмах. Пушкин называет ее «медной бабушкой» и пытаетсяпродать Государственному монетному двору на переплавку (лом цветных металлов!). В конце концов статуя была продана на литейный завод Франца
Барда, видимо, уже после смерти поэта.Бард продал многострадальную статую Екатеринославскому дворянству, которое поставило памятник основательнице своего города на Соборной площади Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Но и попав, наконец, в город своего имени, «медная бабушка» продолжала путешествовать, сменив 3 постамента, а после фашистской оккупации и вовсе исчезла. Обрела ли «бабушка» покой, или продолжает свои перемещения по миру? Источники: И.С. Сидоров «О «медной» бабушке»; еженедельное издание «Дворцы и усадьбы».
А знаете ли вы, что Петр I, установленный Церетели в центре Москвы, судя по деталям памятника, победил собственный флот? Вообще, в этом памятнике много удивительного. Доподлинно неизвестно, кто стоит на постаменте – Петр или переделанный Колумб. Многие считают, что в 1991-92 годах Церетели безуспешно пытался продать памятник США, Испании и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Колумбом американского континента. Интересна одежда Петра: чулки – эпохи Колумба, ботфорты – петровские, выше – то ли римские латы, то ли средневековые одежды испанского гранда.
Удивителен и постамент. Он выполнен в виде ростральной колонны. Эти колонны были придуманы римлянами. Ростр – таран на носовой части римского военного корабля. По традиции, колонны устанавливались в честь победы и украшались снятыми с захваченных кораблей рострами. В эпоху классицизма появились такие колонны в Петербурге. Постамент памятника Петру в Москве тоже украшен рострами, только не трофейных вражеских кораблей. Каждый из ростров увенчан Андреевским флагом! Выходит, что Петр успешно воевал с собственным флотом! Осмелевшие после отставки Лужкова, москвичи провели акцию сбора подписей против памятника под веселым лозунгом: «Здесь Вас не стояло». Но, к сожалению, стоимость демонтажа 96-метрового памятника (это самая высокая статуя в мире) слишком велика – около 1 млрд. рублей! Так что постоит еще церетелевский Петр. Недаром московские экскурсоводы говорят: «Пушкин – это наше все, а Церетели – это наше везде». Источники: Wikipedia (Петр I, Церетели). А знаете ли вы (точнее замечали ли вы), что на российском гербе вовсе не один двуглавый орел. Если присмотреться, можно заметить, что на скипетре, который держит орел, расположился еще один орел – такой же двуглавый как и первый. Значит их два? Нет – их значительно больше, а точнее – бесконечное количество. Ведь располагающийся на скипетре орел тоже держит скипетр, увенчанный орлом и так далее. Эта геральдическая идея призвана символизировать вечность Российской державы. Источники: Л. Шарковская. Заблуждения о России.