| Как писать сжатое изложение
Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: - Определите тему текста (о чем текст?).
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
- Определите
стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании
– начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в
описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в
рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Прослушайте текст во второй раз. - Работая
с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в
каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение,
обобщение).
- Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Как редактировать текст изложения и сочинения 1. Проанализируйте содержание изложения: для подробного изложения: полностью
ли отражено содержание исходного (прослушанного или прочитанного)
текста; достаточно ли точно переданы факты, нет ли ухода от темы текста;
обладает ли текст законченностью, завершённостью; для сжатого изложения: точно
ли передано содержание исходного (прослушанного или прочитанного
текста); удачно ли использованы приемы сжатия текста, нет ли лишних
деталей, ухода от темы текста; обладает ли текст законченностью,
завершенностью. 2. Проверьте последовательность изложения содержания: - не нарушена ли логика развёртывания темы;
- нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста;
- достаточно ли чётко выражена связь между ними;
- правильно ли членится текст на абзацы;
- не нарушена ли связь предложений в каждом абзаце.
3. Уточните, правильно ли употреблены слова: - уточняем
лексическое значение слов, проверяем их лексическую сочетаемость,
уместность выбора синонимов из возможных (не забываем на этом этапе
пользоваться словарями разных видов).
- определите, не нарушено ли стилевое единство текста:
- не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее;
- добавляем или, наоборот, исключаем средства эмоциональной выразительности речи в соответствии со стилистической задачей.
4. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: - находим слова, трудные в орфографическом отношении, применяем правила;
- проверяем употребление прописной буквы в именах собственных;
- разбираем предложения с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
| |