Меню сайта

Архив записей

Полезные сайты
  • Министерство Образования и Науки РФ
  • Комитет по образованию СПБ
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Официальный информационный портал ГИА
  • Учебный отдел НВМУ

  • Статистика

    счетчики

    Примеры сжатия текста                             

    Сжатое изложение проверяет:

     умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

    умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

     умение письменно передавать обработанную информацию.

     Проверка этих трех основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

     

      Учащемуся необходимо:

     выделить микротемы;

     выбрать главное в каждой микротеме;

    определить функционально-содержательную особенность текста (тип речи

    определить структурно-композиционные особенности текста;

     видеть логику текста.

     

    В науке известны три способа сжатия текста.

    1. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.  Объектом сжатия, сокращения при может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении

    Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле 

    избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ.

    2. Обобщение (нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов).

    При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

    В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

    3. Сочетание исключения и обобщения.

      Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

    Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

     

    К приемам сжатого изложения относятся :

    1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

    2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

    3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

    4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

    5) перевод прямой речи в косвенную;

    6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

    7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

     

    Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

    Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

        Какие задания и упражнения способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также переформулированию в обобщенной форме?

    Перечислим наиболее известные:

     

    выделите опорные слова в предложении.

     

    трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

     

    составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

     

    изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

     

    прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

     

    подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

     

    выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего
    текста.

     

    проделайте следующую работу с текстом:

    а) составьте к нему план;
    б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;
    в) через несколько дней «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;
    г) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.

    Напоминание о свойствах текста

                После отбора необходимой информации, ее обобщения и систематизации перед учеником встает проблема написания текста . Текст  не должен быть «сшивкой» фраз из первоисточников, а новым текстом, созданным в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному речевому высказыванию. Какие именно признаки должны быть присущи такому высказыванию? К их числу можно отнести следующие свойства:

     

    содержательно-тематическое единство;

     

    подчиненность всех предложений реализации одной цели, идеи, основной мысли;

     

    логическая и языковая связность;

     

    структурная упорядоченность;

     

    смысловая и композиционная завершенность;

     

    стилевая однородность.

     

    Со всеми этими свойствами текста должны быть давно и хорошо знакомы учащиеся. На этапе подготовки к экзаменационному изложению о них необходимо только напомнить, освежить их в памяти детей.

    Видео НВМУ

    Время

    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Погода
       

    .
    Праздники России

    Поиск

    Форма входа

                                                       Нахимовское военно-морское училище СПб