| Название средства | Пример |
1. | Слова-заместители - местоимения
- наречия
- синонимы
- различные оценочные обозначения
- родовидовые слова
- имя собственное – имя нарицательное
| - девушка – она
- в лесу – там
- быстро, стремительно
- храбрец – богатырь
- деревья – березы
- офицер – Соболевский
|
2. | Лексические повторы | Золотая
полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я
давно мечтаю об этом – завести золотую полку.(Ю. Олеша) |
3. | Соответствие видовременных глагольных форм | Однажды
человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он
проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л.
Васильева) |
4. | Предлоги | Главным
и неизменным признаком удачи художественного произведения является
желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В
силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому
произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце,
придает жизненные силы. (Ф. Искандер) |
5. | Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) | Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. |
6. | Параллелизм | …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). |
7. | Противопоставление | Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.) |
8. | Вопросительные предложения. | Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. |
9. | Союзы | 1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2.
Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается
для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка
этого время у человека возрастает. (Д. Гранин) |
10. | Порядок слов в предложении (прямой, обратный) | Под
навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два
белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло
соседа…(И.С. Тургенев) |
11. | Последовательность в изложении мыслей | встал, умылся, позавтракал |
12. | Слова-организаторы логических связей | вот, почему, из этого следует и др. |
13. | Вводные слова, организующие порядок высказывания | итак, наконец, в заключение разговора. |