| Учимся писать диктант
Вспомните, что вы больше всего боялись, когда учились в школе. У
кого-то коленки дрожали перед контрольной по математике, кто-то очень не
любил выходить к доске, а кого-то пугали диктанты. Диктант - вещь не очень приятная, но нужная. Некоторые дети пишут его
без проблем, но иногда это становится еще одним поводом для переживаний и
слез... Поэтому некоторым детям, а соответственно, и их родителям надо
готовиться к диктантам заранее и очень тщательно. К сожалению,
один ребёнок здесь не справится. Нужна помощь. Но если вы
полны решимости сделать из дочери или сына человека грамотного, надо
запомнить несколько простых правил проведения диктанта. Во-первых,
купите специальную методичку или сборник диктантов для средней школы,
они продаются в специализированных магазинах, выберите текст на то
правило, которое проходит сейчас ваш ребенок, читайте его очень четко и
медленно (но не по буквам), чтобы подросток хорошо понял содержание.
Затем диктуйте вначале целое предложение, затем разбивая его на слова.
Не забывайте о временном регламенте! Чтобы подключить ребенка к процессу
подготовки к диктанту, напишите вместе с ним сложные слова на
карточках. То есть писать-то будет он, ваша роль - проверить
правильность слов. Переворачивая карточки на манер экзаменационных
билетов, ребёнок сможет сам проверить написанное в тетради. Вы можете наговорить текст диктанта (или часть его, или даже просто
сложные слова) на диктофон. Дети, которым легче вначале прослушать весь
текст, пойдут на это техническое новшество с удовольствием. Если у вас
есть возможность общаться с компьютером, то можно сделать так называемые
пазлы из разных частей трудного текста. Наберите весь текст на
компьютере, разбейте его на множество частей, а затем распечатайте на
маленьких карточках. Ребенок с удовольствием будет собирать такую вот
"текстовую" головоломку (заодно многократно читая написанные слова). Для
борьбы с особо сложными словами можно снова применить карточки, только
уже не целых слов, а отдельных букв. Карточки перемешиваем, и ребенок
самостоятельно составляет из него "неподдающееся" слово. Можно
предложить ребенку поискать рифму к таким словам или поиграть с ним в
"слова". Вы пишете первую и последнюю буквы слова, ребенок угадывает
недостающие. За правильные буквы - приз, за орфографические ошибки -
штраф. Вообще надо стараться использовать в течение дня любую
возможность попрактиковаться в написании диктанта. Причем, тексты могут
быть самые разные, начиная от кулинарных рецептов, заканчивая отрывками
из приключенческих книг. Чем чаще ребенок пишет под диктовку в спокойной
обстановке (ведь, согласитесь, диктант - это всегда стресс) разные
тексты, тем скорее он привыкнет к этому. Обязательно научите ребенка
проверять написанное, для этого лучше всего внимательно прочесть весь
текст, разбивая слова на слоги и как бы проговаривая их про себя. Затем
полезно прочитать текст еще раз, но с конца до начала. Это отвлекает от
"сюжета", и ошибки становятся заметнее. Полезно писать диктанты ежедневно, по 15-20 минут. Еще один способ развития грамотности - заучивание написания слов по
орфографическому словарю так, как мы изучаем иностранный язык.
| |