01.01 – 95 лет со дня рождения Джерома Дэвида СЭЛИНДЖЕРА (1919 – 2010)
Американский писатель Джером Сэлинджер родился в Нью-Йорке в семье коммерсанта. В 1936 г. он закончил военную школу в Вэлли-Фордж (Пенсильвания), где будучи воспитанником принимал участие в подготовке ежегодного альманаха «Скрещенные шпаги», куда были помещены сочиненные им три поэтические строфы. Позднее они были положены на музыку и стали школьным гимном.
Первый рассказ «Подростки» был опубликован в журнале «Стори» в 1940 г. Начальный период творчества писателя характеризовался поиском собственной темы и художественной манеры. В 1943 г. выходит в свет его поэма «Братья Вариони», в которой Сэлинджер анализирует образ творческой личности, поэта, обладателя утонченного духовного мира. В 1951 г. Сэлинджер выпускает роман «Над пропастью во ржи». В центре произведения – образ подростка, не похожего на своих сверстников. Роман был необыкновенно популярен и имел коммерческий успех. На русский язык был переведен в 1960 г. Роман вызвал большую дискуссию, как в зарубежной, так и в отечественной критике. В 1953 г. публикует сборник «Девять рассказов», композиция сборника воспринимается как единое повествование в новеллах, которые содержат перекликающиеся мотивы и образы. Последней работой писателя была повесть «Хэпворт 16, 1924», написанная в 1965 г. После выхода повести Сэлинджер не опубликовал ни строчки. До сих пор он остается одним из самых популярных и читаемых мировых писателей.
19.01 – 205 лет со дня рождения Эдгара Алана ПО (1809 – 1849) Американский поэт и прозаик Эдгар Алан По родился в Бостоне, Масачусетс в семье бродячих артистов. Рано становится сиротой, его усыновляет состоятельный торговец и его жена. В 5 лет Эдгар уже читал, рисовал, декламировал стихи, в 10 лет начал писать стихи сам. К 13 годам его поэтические опыты достигли определенной творческой зрелости. В 1821 г. поступает в ричмондскую школу, в 1826 г. в Виргинский университет, но проучившись несколько месяцев, он оставляет это учебное заведение. Поступает служить в армию, по настоянию приемного отца сдает экзамены в Военную академию США. Но вскоре осознает, что военная карьера его не привлекает, и добивается отчисления из академии. В 1831 г. переезжает в Балтимор и обращается к литературному творчеству. По публикует свои первые рассказы. Первым творческим успехом стал рассказ «Рукопись, найденная в Сарагосе». Лучшие новеллы По появились в 1840-е гг. Эти новеллы можно условно разделить на четыре группы: 1) «страшные» или «арабески» («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Черный кот» и др.); 2) сатирические, или «гротески» («Без дыхания», «Делец» и др.); 3) фантастические и приключенческие («Рукопись, найденная в бутылке», «История с воздушным шаром» и др.); 4) детективные («Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо», а также новелла «Золотой жук», которую писатель считал наиболее удачной из всех). Новеллы По оказали влияние на всю мировую литературу в целом. По не писал специально для детей, как и многие другие авторы, произведения которых с течением времени все-таки вошли в круг юношеского и даже детского чтения.
22.01 – 110 лет со дня рождения Аркадия Петровича ГАЙДАРА (1904 – 1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в г. Льгов Курской губернии в семье учителя. В 1911 г. семья переезжает в Арзамас, где Гайдар учится в реальном училище. С началом первой мировой войны Аркадий Гайдар бежит на фронт. В 1919 г. вступает в Красную Армию, становится командиром роты, полка.
Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют. О военном поприще надо было забыть, и жизненный опыт, накопленный за время гражданской войны, влечет Гайдара к писательству. В 1925 г. дебютировал под псевдонимом Гайдар, работает журналистом, пишет фельетоны, очерки, рассказы, приключенческие повести. В 1926 г. рассказом «Р.В.С.» заявил о себе как писатель, способный с тонким мастерством рассказать о сложном мире ребенка. Самые известные произведения Гайдара – «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». В творчестве Гайдара детство предстаёт особым миром, где выше всего ценятся справедливость, искренность, дружеская верность, готовность к подвигу и героическим поступкам. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы: «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Школа мужества», «Судьба барабанщика». С начала Великой Отечественной войны Гайдар – военный корреспондент «Комсомольской правды», в октябре 1941 г. он был убит в бою.
27.01 – 135 лет со дня рождения Павла Петровича БАЖОВА(1879 – 1950)
Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье горнозаводского мастера Сысертского завода близ Екатеринбурга. Поступил в Екатеринбургское духовное училище, а затем в Пермскую семинарию, которую окончил в 1899 г.
Работает учителем русского языка в Екатеринбурге и Камышлове. В эти годы предметом пристального интереса будущего писателя стали народный быт и культура, устное народное творчество уральцев. События революции и Гражданской войны не оставили Бажова в стороне: в 1918 г. он вступил добровольцем в Красную армию. По окончании военных действий Бажов обратился к журналистике. В 20-х гг. его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях. В 1924 г. вышла первая книга писателя - «Уральские были», в которую вошли очерки-воспоминания о дореволюционном прошлом края. Главное произведение Бажова, сделавшее его классиком русской литературы, - «Малахитовая шкатулка», появилось в 1939 г. и объединило 14 сказов. Композиционно «Малахитовая шкатулка» состоит из четырех циклов: 1) волшебные сказы, объединенные образом Медной горы хозяйки; 2) старательские сказы; 3) сказы-легенды о горнозаводском Урале; 4) сказы о русских мастерах-умельцах. В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к своеобразной литературной форме - сказу, связанному с традициями устного народного творчества. Изобилующая разговорными оборотами и диалектными словами, использующая элементы фольклорного стиля, речь рассказчика создаёт иллюзию доверительного устного повествования. Сочная и яркая цветовая палитра, поэтичные образы, перекликающиеся с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи создают неповторимый мир бажовских сказов. Бажов писал и специально для детей: «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка».
|